Новеллы в уголовном законодательстве, связанные со злоупотреблениями на рынке ценных бумаг.


Комментатор: Алексей Измайлов

Коллегия № 6, 2002


Уголовное право России медленно, но верно поспевает за "новой экономической политикой". Период неоромантизма, когда ещё молодые российские законодатели готовы были немедленно и сразу принять все подряд необходимые законы и все отрегулировать, давно миновал. Со временем стало ясно, что нельзя принять закон "просто так", на будущее, "на вырост". Между тем динамично и поступательно развивающийся рынок ценных бумаг чуть ли не ежедневно загадывал загадки правоохранительным органам, столкнувшимся с прежде невиданным размахом разного рода злоупотреблений, преступных сговоров и особого рода мошенничества – нового понятия в уголовном праве, получившего название "беловоротничковой" преступности. В бестселлере известного писателя Марио Пьюзо "Крестный отец" главный герой, наставляя члена семьи, говорит ему: "Помни! Один умник с портфелем награбит больше, чем десяток невежд с автоматами!" И совсем немного времени прошло в России с тех пор, как эти слова стали не просто цитатой из популярного романа...

В ответ на происходящее безобразие законодатель отреагировал внесением в Уголовный кодекс сразу нескольких составов, связанных с ответственностью за злоупотребления на рынке ценных бумаг. В частности, так в свое время появилась статья 185 УК РФ, под названием "Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг". В указанной статье устанавливалась уголовная ответственность за внесение в проспект эмиссии заведомо недостоверной информации, а также утверждение содержащего такую информацию проспекта эмиссии или результатов эмиссии. Малый эффект существовавшей нормы неоднократно подчеркивался как специалистами в сфере рынка ценных бумаг, так и правоприменительными органами. Количество уголовных дел, возбужденных по признакам преступления, предусмотренного статьей 185 УК, было очень ограниченным, а уголовное преследование в целом неэффективным. Указанное обстоятельство послужило основанием для ФКЦБ России выступить с инициативой изменения и дополнения Уголовного кодекса.

Новая редакция статьи, которую ФКЦБ внесла в Государственную Думу после согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами в части усиления ответственности за преступления на рынке ценных бумаг, расширила объективную сторону состава преступления, включив в него не только ранее известное внесение в проспект эмиссии и утверждение в нем заведомо недостоверной информации, но и утверждение отчета об итогах выпуска ценных бумаг, содержащего такую информацию, а также размещение эмиссионных ценных бумаг без государственной регистрации их выпуска. Измененная редакция статьи включила в себя также и дополнительный квалифицирующий признак – совершение действий неоднократно или группой лиц по предварительному сговору.

Кроме того, по инициативе ФКЦБ Уголовный кодекс было предложено дополнить новой статьей (185.1), которая предусматривала бы наступление уголовной ответственности за злостное уклонение от предоставления информации, содержащей данные об эмитенте, о его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами, лица, обязанного обеспечить указанной информацией инвестора или контролирующий орган, либо предоставление заведомо неполной или ложной информации, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

В конце сентября 2001 года Государственная Дума РФ приняла в первом чтении проект, предложенный ФКЦБ. Практически без изменений в феврале 2002 г. проект был принят окончательно Государственной Думой и 13 февраля одобрен Советом Федерации. Изменения в УК РФ вступили в силу с момента официального опубликования на основании и в соответствии с Федеральным законом от 04.03.2002 № 23-ФЗ.

Как видно из анализа закона, в целом заметно усилилась ответственность за нарушения на рынке ценных бумаг. Очевидно, теперь участникам рынка придется с большей тщательностью подходить к таким важным вопросам, как этапы эмиссии ценных бумаг и их размещение, а также обязательное раскрытие (предоставление) информации, поскольку теперь пренебрежение к нормам закона может обернуться гораздо большими неприятностями, чем это было раньше.

Помимо того, что в уголовное право был введен принципиально новый состав преступления (злостное уклонение от обязательного предоставления информации), само усиление ответственности коснулось и прежних составов (ст. 185). Указанные преступные деяния наказываются штрафом от 500 до 700 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), против прежних "от 200 до 500". Также увеличен период, за который может быть назначен штраф в виде размера заработной платы или иного дохода осужденного, – теперь указанный период составляет от 5 до 7 месяцев (ранее предусматривался период от 2 до 5 месяцев). Под крупным ущербом закон понимает ущерб, который на момент совершения преступления составляет сумму, в 2 тысячи раз превышающую минимальный размер оплаты труда.

Как следует из закона, объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 185 УК РФ, включает в себя действия по внесению в проспект эмиссии (утверждение отчета об итогах выпуска) на любой стадии этого процесса информации, которая не соответствует действительности. В частности, такие действия могут выражаться в намеренном искажении информации в обязательных реквизитах проспекта эмиссии, установленных статьей 22 закона "О рынке ценных бумаг" (Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ).

Что касается состава преступления, предусмотренного новой статьей Уголовного кодекса (185.1), то в объективную сторону этого деяния (злостное уклонение от предоставления информации) включаются действия хозяйствующего субъек-та, выражающиеся в грубом или неоднократном игнорировании законных требований контролирующих органов или инвесторов, которым указанная информация должна быть предо-ставлена в силу закона. Характер и объем такой информации, которая в соответствии с УК РФ считается обязательной, установлен Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", а также иными нормативными актами, принятыми в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг.

Субъективная сторона вышеуказанных деяний характеризуется наличием прямого умысла. Это выражается в том, что виновный полностью осознает общественную опасность совершаемого деяния и предвидит явную возможность или неизбежность общественно опасных последствий и желает их наступления. В отличие от аналогичных составов УК РФ не предусматривает в качестве особого признака совершение указанных преступлений с корыстными мотивами — достаточно доказанности самого факта.

Подытоживая сказанное, следует обратить внимание на положительную тенденцию законодателя, избравшего жесткий метод регулирования с целью обеспечения интересов заведомо экономически слабой стороны в отношениях "эмитент-инвестор". Однако следует отметить тот факт, что современное гражданское законодательство о ценных бумагах и корпорациях довольно казуистично и, к сожалению, пока не может похвастать четкостью, свойственной уголовному праву. Остается только выразить надежду на то, что правоприменительная практика пойдет по пути пресечения использования недобросовестными участниками рынка, использующими уголовный закон, как оружие в нечестной борьбе за передел имущества, расплывчатости формулировок законодательства о ценных бумагах, с одной стороны, и жесткой силы уголовного права, с другой стороны.

Основными контролирующими органами на рынке ценных бумаг являются Банк России и ФКЦБ РФ, которые определяют порядок и устанавливают правила предоставления обязательной информации. В настоящее время к актам, регулирующим эти правоотношения, в частности, относятся:

·  Положение о порядке опубликования сведений о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества (утверждено постановлением ФКЦБ РФ от 14 мая 1996 года № 10)

·  Положение Банка России о раскрытии информации Банком России и кредитными организациями-участниками финансовых рынков от 2 июля 1998 г. № 43-П

·  Положение о ежеквартальном отчете эмитента эмиссионных ценных бумаг (утверждено постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11 августа 1998 г. № 31)

·  Положение о порядке раскрытия информации о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг (утверждено постановлением ФКЦБ РФ от 12 августа 1998 г. № 32).

Статья 185.

Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг

(в ред. ФЗ от 04.03.2002 № 23-ФЗ)

1. Внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации, утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг, а равно размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству,

наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой,

наказываются лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Крупным ущербом в статьях 185 и 185.1 настоящего Кодекса признается ущерб, в две тысячи раз превышающий минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления.

Статья 185.1

Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах

(введена ФЗ от 04.03.2002 № 23-ФЗ)

Злостное уклонение от предоставления информации, содержащей данные об эмитенте, о его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами, лица, обязанного обеспечить указанной информацией инвестора или контролирующий орган, либо предоставление заведомо неполной или ложной информации, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству,

наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет.